?

Log in

No account? Create an account

Надо быть как «передние князья»

По существу.
http://repinlife.ru/zaxar-prilepin-nado-byt-kak-perednie-knyazya/

О Родине и государстве

«Надо отделять Родину от государства». Эту идею сейчас очень часто повторяют, это такое общее место для наших квазилибералов. Они себя так успокаивают, оправдывают, самоуважение повышают: «Родину я люблю, а государство любить не обязан».

Но для Гаврилы Державина, Александра Пушкина, Дениса Давыдова, Фёдора Глинки, Петра Чаадаева – для большинства русских писателей нашего «золотого века» – такой темы не существовало. Обращение к русскому «золотому веку» и к его персонажам способно излечить нас от некоторых современных иллюзий, фобий и некоторых наших умственных заблуждений. Потому что плюс-минус ситуация была примерно та же самая, геополитика та же самая. Даже территории, за которые шёл спор, были те же: Западная Украина, Западная Белоруссия, Кавказ. Франция, Германия, чуть позже США – все они крутятся вокруг территории Российской империи.

Более того, и внутренняя политика была тоже зверовата – скрывать не станем. То декабристов сошлют, то палками солдат забьют. Ну и вообще к населению относились весьма скептически.

Но интеллектуальная элита «золотого века», прекрасно осознавая, что государство не идеально, тем не менее вставала на его защиту при любой внешней угрозе. Да, очень жалко друзей-декабристов – одни из них в ссылке и на каторге, другие повешены. Но начинается война с Турцией, и Пушкин с Вяземским пишут Бенкендорфу – начальнику охранки – возьмите нас, пожалуйста, в действующую армию.

Представить нынешних либералов в этом качестве невозможно в принципе. Дмитрий Быков мне говорил: «Да, мы с Акуниным не будем писать письмо Бенкендорфу». Чем хвалишься?

О правильном круге

Часто говорят, что мы движемся по кругу. Если по факту Россия имеет тысячелетнюю линейную историю и если эту тысячу лет мы ходим по кругу, то это какой-то правильный круг. За это время исчезли даже не сотни – тысячи языков, десятки государств, сотни народов были просто в пыль стёрты, и их больше нет в природе. На территории нынешней Германии жили до 25 славянских племён. Их нет ни в каком виде. А мы есть. Значит, наш круг – правильный. И его не стоит разрывать.

Д. С. Лихачёв – замечательный филолог – говорил, что в древнерусской литературе, которая, кстати, древнее немецкой и французской, так вот, в ней не было понятия «прогресс». Было круговое движение. И если мы имеем такую традицию, которая устоялась тысячу лет назад, какой смысл её прерывать?

Чем дальше от Рождества Христова, тем ближе к аду. Так что вперёд идти не надо. Ходим по кругу, всё нормально. В вере в Бога нет прогресса. В рождении и воспитании детей нет прогресса. Ну, айфон, ну, телефон, ну, патефон… Это ничего не меняет в нашей сути. Мы такие же. Если всерьёз читать древнерусские тексты, в какой-то момент понимаешь, что это никакая не архаика. Там точно такие же женщины и мужчины, которым так же было больно, страшно. Они тоже не хотели умирать, тоже хотели заработать лишнюю копеечку. Это те же самые люди, что и мы, и мы воспроизводим ту же самую модель поведения.

Прогресса нет. Просто надо, как в Древней Руси, «быть как передние князья». Вспомним Д. С. Лихачева: «Летописцы говорили о «передних» князьях – о князьях далёкого прошлого. Прошлое было где-то впереди, в начале событий, ряд которых не соотносился с воспринимающим его субъектом. «Задние» события были событиями настоящего или будущего. «Заднее» – это наследство, остающееся от умершего, это то «последнее», что связывало его с нами. «Передняя слава» – это слава отдалённого прошлого, «первых» времен; «задняя же слава» – это слава последних деяний».

Поэтому нам не надо торопиться вставать в «строй цивилизованных государств». Они сами уже встают за нами. Очень многим в Европе понятно, что Россия через византийское наследство является правопреемницей традиционной Европы. И в Германии, и во Франции, и в Италии я эти разговоры среди интеллигенции слышу в очень большом количестве. Люди там всё больше и всё острее воспринимают этот факт и часто повторяют: «Вы там сидите тихонько, примороженные в своих снегах, вы делаете всё правильно, вы сохранили то, что мы уже растеряли». Понимают, что они сейчас в положении хиппи, которые говорили: «Не ходите за нами, потому что мы уже заблудились».

Об ощущении преемственности истории

В трудную годину народу нужно прямое, чёткое, суровое религиозное слово. Историческая закономерность заключается в том, что в трудные для Отечества времена российская власть призывает на помощь в первую очередь тех, кого чаще всего обвиняют в ретроградстве. И они в полной мере исполняют вверенное им.

Либеральный император Александр I в 1810 году наотрез отказался включать «ретрограда» адмирала Александра Шишкова в Государственный совет: «Я скорее соглашусь не царствовать». Но уже в начале 1812 года, понимая, что война с Наполеоном неизбежна, назначает Шишкова государственным секретарём. И именно Шишков пишет ему все воззвания к народу, которые от имени государя императора читались в церквях, на площадях, которые помогали создать это колоссальное движение – ополчение, превратить войну 1812 года в народную, Отечественную. Что и спасло Россию.

Та же ситуация была и накануне Великой Отечественной войны. Тогда И. В. Сталин, пораскинув мозгами, понял, что на всю эту большевистскую болтовню про интернационализм надежды никакой, что пора возвращать Суворова и Кутузова.

Надо отдать должное его чуйке. В 1936–1938 годах на экраны страны прямо подряд начали выходить исторические фильмы. Причём, что интересно, выходит фильм «Щорс», и тут же – «Суворов». Выходит «Чапаев», и тут же – «Кутузов». Сталин успел – эти фильмы вернули народу ощущение преемственности истории.

Все 1990-е годы, когда шатали российскую государственность, у нас царствовал «коллективный Николай Карлович Сванидзе». А потом начинаются проблемы, скажем, с Сирией, Донбассом, и власти зовут не Сванидзе, а Александра Андреевича Проханова, Эдуарда Вениаминовича Лимонова, которых ранее почитали за диковатых маргиналов. И именно их люди слушают, от них слышат именно те слова, которые хотят услышать.

О молодёжной цивилизации

Парадокс в том, что в Москве, в Петербурге мы живём в цивилизации юношества и молодёжи. В любую компанию заходишь – она вся заполнена молодыми людьми. Исчезли пожилые работники культуры, журналисты, менеджеры, управленцы. Везде сидят 25–30-летние. У нас молодёжная цивилизация, и все горизонты и вертикали открыты для этих молодых. А они нам рассказывают, что у нас геронтофилия. Фигня всё это.

«В России нет будущего». Ну, езжайте в Германию и найдите там своё будущее. Вроде век информации, открыт весь мир, мы все про всё знаем, и вдруг оказывается, что люди не знают элементарных вещей – мы там можем быть только официантами. Вся Европа находится в состоянии преддепрессивном или в депрессивном. Почитайте их литературу, послушайте их музыку, их песни – о чём они поют. Почему они поют, что у них всё плохо, тяжело, все умерли и будущего нет. Они что, про жизнь на Луне? Нет – про себя!

О «белом господине» и Октябрьской социалистической революции

Как бы мы к этому ни относились, на 1917 год идея социализма, коммунистическая идея была супермодерном. Это была идея, к которой ещё не успели привыкнуть в Европе, а мы – «отсталый русский народ» – её начали реализовывать. И весь мир смотрел на нас в полном изумлении.

Кто-то смотрел с возмущением, кто-то с восторгом. Но в любом случае всем противникам Октябрьской революции 1917 года надо отдавать себе отчёт вот в чем. Третий мир на начало XX века (а им была вся планета, кроме маленькой Европы и части Нового света) понимал, что он всю жизнь, всегда будет колонией и рабами, и это непреодолимо. Что они – люди второго и третьего сорта.

Вы на секунду представьте себе это: мощнейшие цивилизации – Индия, Китай, Азия – понимают, что это непреодолимо. Что белые со своими пушками придут и убьют их, потому что они – господа. Люди в принципе не понимают, какая это была печаль для сотен миллионов людей.

И вдруг в России – стране этого же третьего мира – появилась надежда на счастье, удачу, победу над «белым господином». Это была великая надежда человечества.

А вот к 1991 году мы пришли с архаичной уже идеей европейского благополучия, либерализма. Во многих странах революции уже прошли и обернулись неудачей, Пиночетом, греческими «чёрными полковниками». И мы стали наступать на азиатские и латиноамериканские грабли.

О драйверах

После слома 1991 года российский «имперский контур» наполняется надеждой. Это мысль не моя, кто-то из консервативных философов начала XX века сказал, что в России внутренняя политика строится внешней политикой, внешним движением, внешней экспансией.

Иногда Россия с этим не справляется, как в случае Русско-японской войны. Первая мировая нас добила. Но это исключение из правила, потому что, если брать эпоху любого нашего императора, то это, как правило, эпоха внешней экспансии, которая диктует внутренние запросы и внутренние заявки. Начинают строиться заводы, потому что не хватает пушек, танков, мастерства, – всего не хватает. Это диктует внутренние задачи.

Так у нас сложилось, может быть, ещё со времен Святослава. И это всегда было так. Поэтому я поддерживаю не всегда соразмерные возможностям внешние усилия России, потому что они ставят очень серьёзные внутренние задачи. Начинается запуск не только экономических процессов, но и наших метафизических ощущений: мы способны, мы – народ, не растерявший своей пассионарности.

О Русском мире

Русский мир возможен без Белоруссии и Украины. Но Русский мир – это не конструктор лего: вот так собрали, вот этак, а вот так разобрали. В нём есть логика. Нехорошо ссылаться на Господа Бога, но я думаю, что это, конечно, божественная логика. Это великая органика.

Дело же не в том, что Алексей Михайлович плохой и устроил Переяславскую раду. Не в том, что большевики уже в 1918 году неожиданно стали империалистами. Посмотрите отличие большевиков 1918 года от коммунистов 1991-го. Украина заключила с немцами договор о сотрудничестве. А большевики тут же расторгли Брестский мир, и тут же Ленин пишет в газете «Правда»: мы возьмём Киев. В 1918–1919 годах в них мгновенно проснулось имперское чувство: мы не отдадим вам Украину, потому что она нам самим нужна.

Это не потому, что Ленин был плохой, не потому, что Алексей Михайлович был плохой, не потому, что мы сейчас плохие. А потому, что в этом есть определенная и очевидная логика истории. Это великое цветение трёх братских славянских народов, породивших одну из сильнейших мировых цивилизаций. Есть экономическая логика, есть метафизическая логика, религиозная логика. Есть множество разнообразных логик, и все они работают. И работают лучше, чем скакание на Майдане с кастрюлями на головах. Это логика, которая работает на тысячелетия, и её так просто не перескачешь. Она даст о себе знать, она о себе заявит, она себя вернет.

Не перемракобесить

Я не думаю, что в нынешней ситуации будет работать какая-то одна идеологическая схема. Россия двинется ни коммунистическим, ни монархическим, ни, тем более, либерально-буржуазным путем. Думаю, что это будет какой-то, как сегодня говорят, «микс»: левая экономика, экспансивная внешняя политика, православие и чувство великой ответственности перед пространством России. Потому что само по себе российское пространство есть сверхидея, и его сохранение и развитие – сама по себе такая задача, которая должна нас сконцентрировать и держать в тонусе. И этот «микс» Россия вновь предложит миру.

Наша способность воспринимать и адаптировать любые тенденции – это очень хорошо. Нужно не перемракобесить. Сейчас это начинается: давайте фильм «Матильда» Алексея Учителя запретим до того, как мы его посмотрели, давайте запретим то и это… Не надо. У нас люди всё понимают. Давайте сохраним цветущую сложность, характерную для России. Не надо нас стричь.

К нашим читателям

Россия – вечная, Россия – святая. Всё у нас будет хорошо. Не отчаивайтесь. Мы живем в удивительное время, в насыщенное время, в удивительной стране. Наши представления о том, что где-то лучше, чем у нас, по большей части иллюзорны. Никто ни в какую Европу, ни в какой «белый мир» нас не возьмет. Благой мир и собственную государственность мы сможем создать только на своей земле. Чего я нам и желаю.

Comments

Страница 1 из 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
какой-то неудачный копипаст...
неформатированный, сумбурный, сверху-внизный (мол, знаю всё - слууушайте), итд...

вроде, и не поспоришь, но и соглашаться - как с щедро брошенной костью - как-то не хочется.
Родина - штука личная,
и не надо её приватизировть.
никому.
http://users.livejournal.com/_const/63042.html

а про государство у меня тут - http://users.livejournal.com/_const/247311.html

Edited at 2017-04-18 15:42 (UTC)
А кому должно быть интересно ваше "несумбурное"?
Когда таких пропагандонов вижу, вскипает кровь, жаль, что морда лица вне зоны доступа, как же я вас ненавижу!
Я сюда хожу Прилепина читать, а не вас, засранцы.

Что значит "не возьмет"?

Что за обидки такие возьмет нас Европа или не возьмет? Прям как ребенок. Мы сами по себе. Мы можем их присоединить к себе (пусть думают, что мы присоединились к ним :-)), а там еще посмотрим кто будет главную музыку задавать. Нет надобности тут устраивать остров, ака особая цивилизация, а потом по лузерски жалиться - "не возьмет, ведь не возьмет..." Да еще давайте про тысячелетнюю матрицу и стремление иметь царя, очень новые баре любят эту тему. Мы вполне себе европейский народ, и можем присоединиться к Европе на своих условиях, как присоединились к ВТО. Нет там кризиса, ну вернее есть - племяш из Мюнхена говорит все подешевело, так как нефть подешевела, нет там засилья геев, нет там депрессии, там тоже все хорошо у хороших людей, и открыты все возможности для молодежи. Не надо врать про них постоянно. А в Европе климат лучше это да, и воздух чище, это тоже да. Но все у нас тоже будет хорошо, я согласен. Только надо договориться, что если человек убивает невинных людей (Ленин это или Сталин), то он не эффективный менеджер, а убийца. И нет никакого им оправдания, ни спутник их не отмажет, ни, взорванный в начале войны, Днепрогэс. А про то, что все мы своими руками делать должны - с этим я тоже согласен.

Re: Что значит "не возьмет"?

"Только надо договориться, что если человек убивает невинных людей (Ленин это или Сталин), то он не эффективный менеджер, а убийца."

Есть кандидаты посвежей...Ельцин, Гайдар, Чубайс, устроившие гораздо более "эффективное" вымирание населения России...Причём реальное, а не высосанное из пальца вралем-Лженициным...

Edited at 2017-04-18 16:16 (UTC)
Браво!
Не перестаю удивляться, как Вам удаётся сохранить такую чистоту и ясность в наше суетное время.
Сил Вам и здоровья. И удачи во всём.

о круге,молодежи и драйверах

я воюю за будущее сознательно с 1985г. в ополчение Донбасса пошел после оставления Славянска(дети просто уже боялись приходить на занятия - рядом была трасса на Константиновку). как закрепился на позиции в Старомихайловке "открыл филиал клуба" в своем бли ндаже для окрестной детворы.. но при попытках "согласовать действия с местными властями" встретил "правильный круг"бюрократов,но я "советской закалки" - дошел "по бюрократическому протоколу" до министров ДНР,потом спустился вниз --а коммуникации не призошло.. и стучусь и к коммунистам/Шаргунову в том ч.\ и к Вам и как в "круге" --"сташно далеки они от народа!"
ия















К автору. Я вот абсолютно не понимаю, что стоит за понятием православие и зачем его тянуть в нынешную жизнь? Или это просто красивое и очередной симулякр?
Вы же не православный, вам и не понять этого никогда. Чему тут удивляться!
Пока не дошёл до подписи, был почти уверен, что Проханов писал
Не будет сильного государства - не будет и Родины.
Родина это и есть сильное государство. То есть Родиной называется государство, которое систематически нарушает права человека, свои собственные законы и международное право ради различных идеологических целей. (Ликвидация частной собственности, чистота арийской расы, соединение разделенного народа, насаждение единственно верной веры и много еще чего)
Захар, запретите в настройках размещать ссылки на третьи тексты! Пусть не ходят сюда пиариться и вести контрпропаганду!
утверждать, что дореволюционная Россия была страной третьего мира неверно
Читая задушевное "вот это вот", думалось тяжело о судьбе русской изящной словесности.
В чем святость я Руси? Чем мы святее, чем другие нации? Опять трудная година.... Затяните пояса и сплотитесь! Бабушка революцию пережила, потом война, отец блокаду пережил в Ленинграде, половина семьи с голоду умерли.... Затягивали и сплачивались... И все таже песня : мы святые и все будет хорошо. Мне уже 53, а разговоры те же. А главное: ДЕРЖИТЕСЬ !
А вы не поняли, что это идеология? Идеология это набор тезисов, объясняющий мы лучше всех, и что те, кто лучше всех, должны жить хуже всех.
По сути верно. Только противоборство началось не тысячу лет назад, а примерно шесть тысяч лет назад в рамках новой исторической парадигмы - борьбы противоположностей. И носителями одной из традиций являются праславяне, другой - западный, в основе англо-саксонский мир, т.н. "ямники". И судя по всему современные диалектические законы потихоньку сворачивают.
Историки свидетельствуют, что еще 6 тысяч лет назад древние этруски, то есть русские, воевали в Крыму с древними украми, то есть с хохлами. Русские этруски, конечно, победили, но хохлы подлостью и хитростью забрали Крым себе.
Третий мир на начало XX века (а им была вся планета, кроме маленькой Европы и части Нового света) понимал, что он всю жизнь, всегда будет колонией и рабами, и это непреодолимо. Что они – люди второго и третьего сорта.

И вдруг в России – стране этого же третьего мира – появилась надежда на счастье, удачу, победу над «белым господином». Это была великая надежда человечества.

Это неправда безотносительно России.
В начале 20 века третий мир был глупый и не понимал, что при минимальном трудолюбии и правильных общественных отношениях любой народ может достичь достаточно высокого уровня жизни.
Тогда думали, что человечество за пределами Европы и Америки обречено вечно пресмыкаться в нищете и единственное утешение - вырезать буржуев и колонизаторов, чтобы было некому завидовать.

Писатель ошибается

Генерал Деникин и генерал Краснов были лидерами белого движения и ненавидели советское государство. Но случилась война и Краснов пошел служить к Гитлеру, а Деникин-нет. Более того Деникин на собственные и собранные средства собрал вагон медикаментов и переправил их в СССР. Вот такой волонтер и гуманитарщик. Отделял ли он Родину от государства-конечно да. Тем не менее в лихие времена он смог подняться над собственными амбициями и личными обидами и протянуть свою руку помощи. Потому что считал что поддержать государство(пусть так нелюбимое) в данных обстоятельствах важнее. Писатели золотого века рассуждали ровно также. Беда коллективного быкова-акунина заключается в простой неспособности понять что существуют обстоятельства когда личные разногласия с государством неважны.Увы, эго выпирает сильнее. Власов-Краснов их герои."Пили бы сейчас баварское..."
И поэтому для того, чтобы не было разногласий постоянно нужны какие-то обстоятельства, удерживающие страну в стрессовом состоянии.
Интересно, почему упоротый сталинист (и соответственно русофоб) Прилепин цитирует исключительно русских классиков, которых уничтожали его любимые коммунисты? Нет ли тут расстройства сознания автора?
Сталинист значит русофоб? Схренали? Такие кульбиты?
Такое можно придумать только при чрезвычайной "сообразительности"
Страница 1 из 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>

Май 2019

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Метки

Разработано LiveJournal.com