Захар Прилепин (prilepin) wrote,
Захар Прилепин
prilepin

Category:
Виктор Мережко, Царствие Небесное.
В одном своём интервью он будто бы подвёл итоги всего того, что мы сегодня обсуждали.

– Почему современный российский кинематограф так сильно проигрывает советскому? Проблема в системе или в образовании?

– И в образовании тоже, но я связываю это с тем, что кинематографом сегодня не занимается государство. Почему Сталин лично принимал каждый фильм? Он понимал, что фильм идет в народ, а народ нужно воспитывать. Была идеология, которая в том числе влияла на кино. И благодаря этому он построил великую страну. Страна после 1945 года была разрушена на 2/3. Представляете, какие ресурсы были необходимы, чтобы ее восстановить?! Нужно было воспитывать нового человека. Сталину удалось это сделать. До сих пор существует понятие «советский человек». А хмельной Ельцин установил запрет на государственную идеологию в Конституции. Для меня как человека старой советской закалки это странно и непостижимо. Я родился в очень бедной семье, но смог в полной мере реализовать себя, чего-то добиться в жизни.

— Руководители сегодняшних киностудий жалуются на сценаристов и время. Говорят, что работать над сценариями те не хотят, да и упрекать их за это не приходится. Условий для этого нет, а в советское время они были.

— Одна из причин, по которой раньше были сценаристы, состояла в том, что государство было крайне заинтересовано в кино. Перед распадом СССР выпускалось 186 фильмов в год. И, если я не ошибаюсь, кино стояло на втором месте в доходной части бюджета. На первом водка, на втором кино, на третьем табак. Кино не только воспитывало людей, но еще и приносило прибыль. Сейчас же Минкульт дает на кино немного денег, Фонд кино больше, но с возвратом. А учитывая, что кинотеатры не берут русскую продукцию, потому что прокатчику проще заплатить пять тысяч долларов и купить право проката любой американской фигни, вернуть их непросто.
При СССР на киностудиях были редакторы, а теперь сценаристам некому предложить свою работу. Раньше я шел к редактору — даже не главному, к рядовому. И знал, что если мой проект показался ему интересным, то он его протолкнет. Давали заказы, проталкивали, договаривались с начальством. В среднем сценарий на «Мосфильме» стоил шесть тысяч рублей, если это был госзаказ — восемь. Но еще и платили так называемые потиражные такой же суммы. «Волга» тогда стоила десять тысяч рублей, а моя трехкомнатная квартира у метро «Аэропорт», где я живу в Москве, девять.
Сегодня?
Государство не заинтересовано в кино, вот оно и гибнет.

И, от себя.
«Полёты во сне и наяву» - классика, конечно.
Это Мережко, его сценарий.
Люди, иногда творившие чудеса.
Tags: Виктор Мережко, воспитание, государство, кино, культура, образование, память
Subscribe

  • Чего бы точно не хотелось

    Итак, потекли в сеть инсайды на тему, какие нас вскоре могут ожидать мирные переговоры и что в результате получит Россия. Украина, пишут, станет…

  • ПРО РОДНЮ ВОЮЮЩУЮ

    Читаем русскую поэзию, родня. Читаем современников. Читаем про современников. Тамара Аллилуева: ЮЖНЫЙ ВЕТЕР В ПЕТЕРБУРГЕ Обычный день — не…

  • ОН ВЕРНЁТСЯ

    …ещё раз настойчиво повторю. Дар - надо беречь, растить. Обладая поэтическим, равно как и любым другим, даром, нельзя быть завистником, истериком,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Чего бы точно не хотелось

    Итак, потекли в сеть инсайды на тему, какие нас вскоре могут ожидать мирные переговоры и что в результате получит Россия. Украина, пишут, станет…

  • ПРО РОДНЮ ВОЮЮЩУЮ

    Читаем русскую поэзию, родня. Читаем современников. Читаем про современников. Тамара Аллилуева: ЮЖНЫЙ ВЕТЕР В ПЕТЕРБУРГЕ Обычный день — не…

  • ОН ВЕРНЁТСЯ

    …ещё раз настойчиво повторю. Дар - надо беречь, растить. Обладая поэтическим, равно как и любым другим, даром, нельзя быть завистником, истериком,…