В одном своём интервью он будто бы подвёл итоги всего того, что мы сегодня обсуждали.
– Почему современный российский кинематограф так сильно проигрывает советскому? Проблема в системе или в образовании?
– И в образовании тоже, но я связываю это с тем, что кинематографом сегодня не занимается государство. Почему Сталин лично принимал каждый фильм? Он понимал, что фильм идет в народ, а народ нужно воспитывать. Была идеология, которая в том числе влияла на кино. И благодаря этому он построил великую страну. Страна после 1945 года была разрушена на 2/3. Представляете, какие ресурсы были необходимы, чтобы ее восстановить?! Нужно было воспитывать нового человека. Сталину удалось это сделать. До сих пор существует понятие «советский человек». А хмельной Ельцин установил запрет на государственную идеологию в Конституции. Для меня как человека старой советской закалки это странно и непостижимо. Я родился в очень бедной семье, но смог в полной мере реализовать себя, чего-то добиться в жизни.
— Руководители сегодняшних киностудий жалуются на сценаристов и время. Говорят, что работать над сценариями те не хотят, да и упрекать их за это не приходится. Условий для этого нет, а в советское время они были.
— Одна из причин, по которой раньше были сценаристы, состояла в том, что государство было крайне заинтересовано в кино. Перед распадом СССР выпускалось 186 фильмов в год. И, если я не ошибаюсь, кино стояло на втором месте в доходной части бюджета. На первом водка, на втором кино, на третьем табак. Кино не только воспитывало людей, но еще и приносило прибыль. Сейчас же Минкульт дает на кино немного денег, Фонд кино больше, но с возвратом. А учитывая, что кинотеатры не берут русскую продукцию, потому что прокатчику проще заплатить пять тысяч долларов и купить право проката любой американской фигни, вернуть их непросто.
При СССР на киностудиях были редакторы, а теперь сценаристам некому предложить свою работу. Раньше я шел к редактору — даже не главному, к рядовому. И знал, что если мой проект показался ему интересным, то он его протолкнет. Давали заказы, проталкивали, договаривались с начальством. В среднем сценарий на «Мосфильме» стоил шесть тысяч рублей, если это был госзаказ — восемь. Но еще и платили так называемые потиражные такой же суммы. «Волга» тогда стоила десять тысяч рублей, а моя трехкомнатная квартира у метро «Аэропорт», где я живу в Москве, девять.
Сегодня?
Государство не заинтересовано в кино, вот оно и гибнет.
И, от себя.
«Полёты во сне и наяву» - классика, конечно.
Это Мережко, его сценарий.
Люди, иногда творившие чудеса.