?

Log in

No account? Create an account

Был приглашён на открытие года литературы в Москве, посетил данное мероприятие, в целом всё понравилось, спасибо. Есть только несколько частностей, и мы дружелюбно расскажем вам про них.
Действие проходило в МХТ, представляло собой театральную постановку: на экране возникало лицо классика — и актёры зачитывали ту или иную цитату из него.
И вот по поводу классиков у меня возникли некоторые забавные и щекотные мысли.
Сначала, естественно, был представлен весь иконостас.
Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов.
Блок, Гумилёв, Ахматова, Цветаева.
Читали классиков (и отлично): Любшин, Пореченков, Хабенский, Кравченко, Пегова...
Горького, Шолохова, Платонова, Алексея Толстого, Зайцева, Бунина и Шмелёва - не было. Не было. Ну и ладно, у нас настолько богатая литература, что вся не поместится в одно представление. Хотя всё-таки два Нобелевских лауреата... Чёрт знает...
Маяковского и Есенина тоже не было, но, как позже выяснилось, режиссёром действа была Марина Брусникина — женщине Ахматова и Цветаева могут оказаться ближе. Позже ещё появилась Вера Павлова на экране — наша современница, кстати, - что, наверное, как-то подвтерждает наши догадки.
Естественно, нельзя было обойтись без Солженицына. Астафьева. Шаламова (Шаламова голосом лагерной птицы прочёл, практически навзрыд, Константин Богомолов). Помимо очевидного величия этих людей, неизбежно учитывалась их, скажем так, жизнь, судьба и взгляды на советизм (В рыдающем чтении Богомолова это особенно было слышно. Судя по всему, постановщикам дали понять, что в тему ГУЛАГа особенно не стоит загребать — но умные люди возможность найдут, чтоб «дать понять»).
Вместе с тем, в целом литературный иконостас второй половины XX века показался несколько, скажем так, не полным.
Итак, следом за классиками на экране последовательно появлялись следующие.
Пастернак. Левитанский. Самойлов.
Слуцкий. Кирсанов. Трифонов.
Бродский. Володин. Довлатов. Пригов.
Бахыт Кенжеев. И увенчал это всё Феденька Сваровский, тоже наш современник.
Я даже немножко засмеялся, когда Сваровский появился на экране. Не из-за Сваровского, Бог бы с ним, а вообще из-за всего. Ребята, ну нельзя так. Это же год нашей общей литературы, что уж вы. Огромной русской литературы, не только западнической, но и консервативной. Не только антисоветской, но и «левой». Не только русской — но и имперской, разноязычной.
Да, Бродский один из любимейших моих поэтов, гений, в юности я обожал Довлатова, по сей день зачитываюсь стихами Слуцкого и Самойлова; я, наконец, вроде как уже почти добился установления двух мемориальных досок (в Пензе и в Нижнем) Анатолию Мариенгофу (его лика на экране не было, но фамилия пробегала бегущей строкой) — и вот, учитывая всё это, я говорю: так не совсем правильно, ребята.
Перед нами наглядно, несколько даже вызывающе обошлись без классиков иных, входивших в империю, народов: Искандер, Рытхэу, Айтматов... В советские времена за такие косяки мозги бы вынесли.
Заодно, сложно было не заметить, ярко и наглядно обошлись и без консервативной русской классики: без Валентина Распутина, Василия Белова, Юрия Бондарева, Василия Шукшина. Без Павла Васильева, Юрия Кузнецова, Николая Рубцова...
Ребята, это не красиво, да.
Почему Кирсанов и Левитанский, а не Борис Корнилов или Владимир Луговской? Да не почему. Как-то так совпало. Совпало, совпало и опять совпало.
Станислав Куняев, к примеру, сидел в зале. А Бахыт Кенжеев, например, находится в Канаде. Вы скажете: это не показатель. Да. Но я всё равно не думаю, что у Станислава Юрьевича меньшего заслуг перед русской литературой, чем у глубоко уважаемого Кенжеева?
Ситуацию несколько скрасило, а то и спасло то, что вышел Олег Павлович Табаков и гениально прочёл «Ты помнишь, Алёша, дороги смоленщины...» За Симонова спасибо. Спасибо хоть за Симонова.

Comments

Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
В мероприятиях такого формата всегда будет тот, кого не включили.
Айтматова (я так думаю) не включили потому что он гражданин Кыргызстана.
Это как с феминизмом в Австралии - так увлеклись защитой прав женщин что ущемляют права мужчин.

Надеюсь что маятник качнется в другую сторону, а лучше всего - остановится посередине. Надоела вся эта политика в культуре.
Этот маятник давно не качается.Он завис на одних и тех же именах - что при "советах", что при "либералах". А что вы (мы) хотели от МХТ? "Тусовка" она и есть тусовка.
Маяковский и Есенин для них слишком ватники, наверняка, они бы предпочли их вовсе исключить из всех списков и учебных программ.

Очередная подлятина?

Кенжеев - никогда не слышала. И не хочу слышать, что интересно. (Давно понятно,что всех слушать не обязательно)

Сваровский? Знаю такие блестящие безделушки :-)
Ой.

Re: Очередная подлятина?

/И не хочу слышать/ У Вас хороший литературный вкус. Бахыт компот Кенжеев родом из советского Казахстана. Натужный тасователь колоды словес. Из числа авторов примерно одного поля мировосприятия, что и певец-сортиров-тимур-кибиров, которому в день 200-летия М.Ю.Лермонтова доверили декламировать стихи юбиляра на одном "культурном" телеканале.
Бог мой, Фазиль Искандер (великий) - главный охаиватель всего советского, как только разрешили. И чего это о нем сожалеть? Именно они все эти времена "приближали как могли..."
"Кролики и Удавы" как раз про "победившую демократию", и про то, кто там победил и как.
Вот сцуки, Шукшина забыли. Это потому что он опасен, он разогреть может Русскую весну. За Бунина обидно, только я к 30 годам сподобился начать его читать и они его не представили. Это потому что делали не посоветовавшись ни с писателем, ни с критиком, а бестолковый путинский минетжир ваял.

Edited at 2015-01-30 02:25 (UTC)
Спасибо за рассказ.

Если не было Шолохова и Андрея Платонова, а был Дм. Пригов, это значит, что составители - люди не очень образованные и поверхностные.
Про Платонова они не слышали, и во всяком случае, не читали, про Шолохова слышали что-то нелестное...
Ну, прочитав "Чивенгур" или "Тихий дон" - нельзя же забыть автора.

Но церемония церемонией, ведь это же не повлияет на сознание читателей? Или доступ к литературе? То есть грустно, но не трагично.

Глыбища Табаков.
Виктор Астафьев
Забыли сибирского поэта Кедрина.
А Рубцов - не поэт?
А Гамзатов имеет отношение?
Шукшин, Высоцкий...
Кароче, не остановится)))

Боже какая у нас великая страна, порождающая такую культуру)))!!!

Edited at 2015-01-30 03:53 (UTC)
Есть советский анекдот, про то, как с оборонного завода мужичок детали для детской коляски выносил. И как дома эти детали мужичок не вертел - всё у него пулемет получается.
Так и с послесталинской советской культурой, так тем более с "культурой" постперестроечных времен - только десяток заштампованных фамилий: Пастернак, Бродский, Шагал, Солжениын, Малевич, Ахматова, Евтушенко, Вознесенский, Стругакие, А.Райкин, Жванецкий. Ну и в соответствии с "велением" времени добавляются новые, но исключительно еврейские имена: Д. Быков, Улицкая и прочие. Качество всех этих русскоязычных поделок давно уже скатилось в хлам, хотя и раньше не блистало высотой; русские душевного тяготения к этому умственному выделению либерастов никогда не имели и не имеют - но еврейский медиа-маховик долбит всем в головы - эти имена - шедевры русской культуры, это и есть все русское и никакое другое. Матрица - уле.
Соглашусь. Именно эта колода в разных сочетаниях тасуется сейчас на литературных сборищах.
Да, все не влезли, да и не влезут. Это и радует. Потому, что Россия очень богата литературой и литераторами.Пантеон у нас очень большой. И это прекрасно.
А Шолохову юбилй, между прочим. "Тихий Дон" вообще запредельный роман, хоть сейчас бери из него цитаты: "– Ты говоришь – равнять. Этим темный народ большевики и приманули. Посыпали хороших слов, и попер человек, как рыба на приваду! А куда это равнение делось? Красную Армию возьми: вот шли через хутор. Взводный в хромовых сапогах, а “Ванек” в обмоточках. Комиссара видал, весь в кожу залез, и штаны, и тужурка, а другому и на ботинки кожи не хватает. Да ить это год ихней власти прошел, а укоренятся они, – куда равенство денется? Нет, привада одна!” (VI, 20, 392)
"Земли у нас – хоть заглонись ею. Воли больше не надо, а то на улицах будут друг дружку резать. Атаманов сами выбирали, а теперь сажают. Кто его выбирал, какой тебя ручкой обрадовал? Казакам эта власть окромя разору ничего не дает! Мужичья власть, им она и нужна. Но нам и генералы не нужны. Что коммунисты, что генералы – одно ярмо”. (VI, 20, 391)
Да, и мысли глубинные, а язык вовсе восхитительный. Ведь у Шолохова "родителя" по языку не отыскать. Самородок, талантище, все шло у него напрямую, без посредников.
И Твардовского забыли?..
А как без Маяковского можно, я вообще не понимаю...
Да уж, ряд причудливый.
Не красиво? По мне, так попросту гадко...
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>

Август 2019

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Метки

Разработано LiveJournal.com