Захар Прилепин (prilepin) wrote,
Захар Прилепин
prilepin

Category:
Пока не кончился карантин, продолжаем проект КОМПОЗИТОРЫ СТАЛИНСКОЙ ЭПОХИ. Есть время послушать самых знаменитых песенников той поры.
Сегодня: Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
По ссылке - лучшие песни на музыку этого, как его товарищ Мариенгоф говорил, "самого обыкновенного гения".

https://zaharprilepin.ru/ru/mp3/sovetskaja-pesennaja-klassika-stalinskij-period/dmitrij-shostakovich.html

Для начала, Шостакович, конечно, не, что называется, песенник.
Песни — не его специфика.
Тем не менее, только за одну его вещь — «Нас утро встречает прохладой…» (на стихи Бориса Корнилова) — Шостаковича стоило бы включить в число самых замечательных песенников сталинской эпохи.
Другой момент, не менее удивительный.
В последние времена Шостаковича как бы приватизировали «прогрессивные» силы, сделав его одним из символов едва ли не борьбы со сталинизмом и советским режимом.
Что, мягко говоря, диковато.
Смерти Сталина Шостакович, если верить некоторым мемуарам, радовался, и то ли плясал, то ли прыгал на кровати.
Но вообще, если брать шире, то Шостакович, в первую очередь, виднейший советский композитор, внесшие колоссальный, аномальный вклад в становление не только советской музыки, но и советской системы в целом.
В мемуарах Георгия Свиридова — другого великого композитора, Шостаковича знавшего лично, и всю ту ситуацию видевшего своими глазами, — прямо говорится, что Шостаковича, как сегодня бы сказали, «двигали», или, пользуясь терминологией Пастернака по отношению к Маяковскому — «насаждали».
Всю сталинскую эпоху Шостакович был повсеместен. Его музыка воспринималась как одно из безусловных оснований режима. Шостакович осмысленно работал на режим, на эпоху, на страну.
На смерть Сталина Шостакович мог реагировать как угодно, но вообще он получил Сталинскую премию второй степени в 1946 году, Сталинскую премию первой степени в 1950 году и ещё одну Сталинская премию второй степени — в 1952 году.
Кроме того: Орден Трудового Красного Знамени (1940), три ордена Ленина (1946, 1956, 1966), Ленинскую премию (1958, за 11 симфонию «1905 год»); ну и так далее, там огромный список.
Что не отменяет, а подтверждает, что Шостакович — гений.
Он родился в 1906 году, отец Шостаковича — поляк, мать — русская (расхожее мнение, что Шостакович — сын великого еврейского народа, сложившееся, быть может, по той причине, что в 1948 году он написал вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», — не имеет никаких оснований: Шостакович — славянин и человек русской культуры).
В 1923 году Шостакович окончил консерваторию по классу фортепиано.
В конце 1920-х и начале 1930-х годов написал симфонии «Симфоническое посвящение Октябрю» на слова Александра Безыменского и «Первомайская» на слова Семёна Кирсанова.
С 1937 года вёл класс композиции в Ленинградской консерватории. В 1939 году стал профессором.
Находясь в первые месяцы войны в Ленинграде, начал работать над 7-й симфонией — «Ленинградской». Симфония была впервые исполнена на сцене Куйбышевского театра оперы и балета 5 марта 1942 года, а 29 марта 1942 года — в Колонном зале московского Дома Союзов.
Сотни и тысячи статей написаны о том, что в 1948 году Шостакович (хотя не один) был обвинён, согласно постановлению Политбюро, в «буржуазном формализме», но куда реже говорится, что уже в 1949 году он посетил США в составе советской делегации всемирной конференции в защиту мира, а в 1950-м получил Сталинскую премию за кантату «Песнь о лесах».
В 1957 году Шостакович стал секретарём Союза композиторов СССР, в 1960 — Союза композиторов РСФСР.
В том же 1960 году вступил в КПСС.
Шостакович — коммунист, да. Скорей всего, вполне осмысленно сделавший этот выбор.
В 1961 году он написал вторую часть своей «революционной» симфонической дилогии: в пару к Одиннадцатой Симфонии «1905 год» создав Симфонию № 12 «1917 год».
Так же он автор кантаты «Казнь Степана Разина».
Вообще говоря, отец Шостаковича участвовал в революционном движении — и, кажется, верность отцовским идеалам композитор пронёс через всю жизнь.
Что до песен — то помимо упомянутой «Песни о встречном» (из фильма «Встречный) — его «Фонарики», к примеру, совершенно очаровательны.
Скорей всего, данью польскому роду по отцовской линии стала блистательная обработка Шостаковичем песни «Шар голубой» для фильма «Юность Максима» (1934) — Шостакович был, напомним, автором музыки к той легендарной советской картине.
Есть смысл предположить, что песню эту Шостакович услышал от отца; впрочем, говорят, что в России ещё в XIX веке эта песня уже пелась — но, думаю, как раз потому, что она пришла к нам из Польши после очередного польского раздела.
В любом случае, нотной записи этой музыки сделано в XIX веке не было, а знаем мы её в том виде, в котором донёс её до нас Дмитрий Шостакович.

Tags: Дмитрий Шостакович, СССР, композиторы, музыка, советские песни
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments