Захар Прилепин (prilepin) wrote,
Захар Прилепин
prilepin

Category:
ПРОДОЛЖАЕМ ПРОЕКТ "КОМПОЗИТОРЫ СТАЛИНСКОЙ ЭПОХИ". По ссылке можно скачать одним кликом и послушать лучшие песни Александра Цфасмана.

https://zaharprilepin.ru/ru/mp3/sovetskaja-pesennaja-klassika-stalinskij-period/aleksandr-cfasman.html

Считается, что вроде как в Советском Союзе джаза не было, а если был — то почти исключительно в лице Леонида Утёсова.
Но даже в случае Утёсова, согласно общественному представлению, джаз, как чуждое буржуазное искусство, с огромным трудом пробивался сквозь цензурные большевистские рогатки.
Люди, правда, при этом забывают, что в то же самое время в США джаз пробивался с трудом не меньшим — правда, по совсем другим причинам. А именно: там имели место некоторые, э-э, расовые проблемы. А если проще и жестче — царил повсеместный расизм.
Однако, когда во времена перестройки нам рассказывали про всякие разные проблемы советских джазменов, те же самые люди отчего-то умалчивали о некоторых американских реалиях.
Ну да ладно.
Утёсов естественно не был единственным джазменом в России, их было много; но если переводить на американский жаргон ту ситуацию, надо признать — Утёсов владел самым большим джазовым кланом и со временем отчасти «приватизировал» ситуацию.
Между тем, опять же, не единственным, но сильнейшим его конкурентом какое-то время являлся Александр Цфасман.
В отличие от Утёсова он, правда, петь не мог и не обладал в той же мере артистическим даром, но зато был в самым широком и высоком значении слова — музыкантом. А именно: Цфасман был пианист (и отменный, а Утёсов, напомню, совсем нет), композитор (написал не слишком много песен, но большинство — шедевры; Утёсов же, напомню, музыки не сочинял), аранжировщик (Утёсов снова нет), дирижёр (Утёсов нет), а так же — руководитель оркестра.
Что не отменяет того, что Утёсов — великий человек, и гордость Советской музыки. Тем не менее, за Цфасмана всё равно немножко обидно.
Между тем, этот человек, родившийся в 1901 году (на шесть лет моложе Утёсова) в семье парикмахера с запорожского местечка Нохима-Ицхока Цфасмана, — безусловно один из родоначальников советского джаза.
В 1925−1930 годах Цфасман учился в Московской консерватории, которую окончил с золотой медалью.
С 1926 года (по 30-й) Цфасман — дирижёр основанного им первого, — первого! — московского джазового оркестра «АМА-джаз». Первая джазовая запись на советской грампластинке, состоявшаяся в 1927 году — снова Цфасман. В том же году оркестр Цфасмана впервые в истории Советской России выступил с джазовым выступлением на советском радио.
В 1932 году Цфасман организовал ансамбль «Московские ребята», известный как «джаз-оркестр Александра Цфасмана», и был какое-то время очень известен.
В разное время с оркестром выступали, если вы понимаете о чём я: Иван Козловский, Сергей Лемешев, Надежда Казанцева, Клавдия Шульженко, Марк Бернес, Иван Шмелёв, Владимир Бунчиков, Павел и Михаил Михайловы, Ефрем Флакс, Ружена Сикора.
В годы Великой Отечественной войны джаз-оркестр Цфасмана выступал с концертами на фронтах. Александр Цфасман написал ряд песен на военные темы: «Весёлый танкист» и прочие.
Чтобы понять кто такой Цфасман, надо назвать всего одну песню: «Неудачное свидание». Да, это он!
«…И, значит, завтра на том же месте, в тот же час!..»
Гениальная штука ведь. Но не единственная в его наследии.
Послушайте хотя бы «Тебя здесь нет».
Да всё послушайте.

Tags: Александр Цфасман, СССР, джаз, композиторы, советские песни
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments