?

Log in

Роман Игоря Симонова "Неизбежность лжи"


Представления не имел о том, кто такой Игорь Симонов - прежние его тексты странным образом проходили мимо меня.
Потом, ну, что за имя "Игорь Симонов" - так могли бы звать русского шпиона в голливудском фильме. Другим шпионом был бы Андрей Гоголь,
третьим Петр Толстой. Они любят так называть наших, у них на русские фамилии фантазия слабая.
Если речь идёт о политическом романе (а мы как раз об этом и будем говорить), Игорь Симонов - псевдоним, идеальный для человека, который не очень хочет появляться под своим именем.
С этим чувством я и приступил к роману "Неизбежность лжи".
И в этом чувстве всё более утверждался, пока читал. По крайней мере, до середины. Автор явно относится к числу людей, осведомлённых в политической подоплёке дел куда больше, чем кто бы то ни было из числа известных мне литераторов.
Ещё, конечно, поначалу имело место некоторое предубеждение: хороший политический роман в современной России - вещь почти невозможная, всё обязательно превращается либо в фельетон, либо в сведение счётов.
Но тут странным образом началась какая-то другая история.
Текст - гладкий, развитие сюжета - в самом хорошем смысле лёгкое и стремительное, диалоги - в лучших голливудских традициях... Знакомиться с этим романом, даже такому начитанному молодому человеку, как я, не поверите, было интересно. Не роман, а новый фильм режиссёра Джорджа Клуни с молодым Джорджем Клуни в главной роли.
Естественно, фильм "Мартовские Иды" - одна из первых ассоциаций, которая возникает при знакомстве с текстом Симонова. Хотя в замечательном фильме Клуни всё же трагики побольше, да и подковерная политическая американская подлость выглядит там как-то отчётливее и злее, чем российские реалии в «Неибежности лжи». Хотя, может быть, это потому так выглядит, что легко возбудимые американцы вообще склонны всё воспринимать острее, а нас уже мало чем удивишь. Вот и автор не особенно удивляется.
Главный герой романа - некто Костя, который волею судеб начинает заниматься всевозможными околополитическими вопросами - это и не PR, и не медийное прикрытие тех или иных властных игр, а что-то более сложное. С некоторых пор в России это называется: "разрулить дело".
Костя, ведомый его учителем и напарником по имени Юрий Петрович, перемещается по миру, то здесь что-нибудь крайне серьёзное разруливая, то там. То сами по себе работают Костя с Юрием Петровичем, то в команде с английским коллегой по имени Чарльз.
Автором по ходу вскрывается несколько внутриполитических скандалов, которых вполне хватило бы на пару отдельных повестей.
"...в этот же день личному помощнику Берлускони позвонил человек, к просьбе которого тот вынужден был отнестись очень серьёзно, потому что этим человеком был сам Берлускони. Кто накануне звонил самому Берлускони, не знал даже
Чарльз..."
Отдельно идёт лирическая тема — периодически сменяющиеся барышни главного героя (на фоне постоянного романа с некоей Лизой); к слову сказать, нельзя не оценить наблюдательность автора в описании психологии современной молодой женщины, будь то дама с Рублёвки или боевитая журналистка.
Но мы всё-таки пока остановимся на политике.
Симонов, что называется, не просто складно рассказывает, но и чётко формулирует: очевидные вроде бы вещи именно в его подаче они становятся окончательно правдоподобными и неоспоримыми.
Пара примеров почти наугад.
«Вступление человека в политику влечет за собой потерю профессии и попадание в состояние постоянной зависимости от результатов демонстрации своей полезности
власть имущим».
«Большие политики, то есть, те, кто по-настоящему правят миром, лишены возможности иметь друзей, зато они обладают привилегией использовать в своих интересах как угодно много людей».
Или вот ещё знаковый диалог.
«- Знаешь, Костя, я пока тебя ждал, думал, что страна наша все более походит на монархию, а сейчас понимаю, что сравнение это некорректное. Мы не монархия — мы римская империя. Престол передается не по наследству, а по назначению — преемнику, сенат для видимости, власть неограниченная, ФСО —та же самая преторианская гвардия. Ну и решения принимаются соответствующим образом. Вот Клавдий какой-нибудь или Калигула — они решения как принимали? Советовались с кем-нибудь? Может, да, аможет, и нет. И ничего, больше трехсот лет просуществовали. А мы только в начале пути. Как тебе такая перспектива на триста лет?
— И тридцати лет нет, не то, что трехсот, — ответил Костя. — И вы это знаете не хуже меня».
Достигнув определённых степеней, Костя оказывается включён в кампанию по продвижению на очередные парламентские выборы молодого олигарха Потапова. Ну, вы уже догадались, кто имеется в виду...
На каком-то этапе в Косте начинается просыпаться, не поверите, гражданин.
Я нисколько не иронизирую — у Симонова всё это получается вполне убедительно прописать.
Надо сказать, этот Костя вообще автору очень симпатичен — он такой, знаете ли, хороший парень — быстро думающий, не склонный к откровенной подлости и кидалову, остроумный, немножко плэйбой, но, по нынешним временам, в меру, в меру. Ну, изменяет своей подруге, с которой вроде бы и не прочь жениться и завести детей — что ж такого, кого сейчас этим удивишь. Зато он с первого полученного сверхгонорара (пол миллиона евро) половину слёту переводит подруге на счёт — щедрый, значит, на деньгах на зацикленный.
В прежние времена отдельные авторы умели описывать «хорошего советского парня» — ну, так вот вам хороший постсоветский парень. Слегка он напоминает главного героя романа «Остров Крым» Аксёнова (перебравшегося в свою очередь в этот роман из ранних комсомольских повестей того же Аксёнова). А в целом стилистика симоновского сочинения отсылает нас к некоторым политическим боевикам Юрия Козлова. Замечу, что и первое, и второе Симонову, конечно же, в плюс.
В минус, на мой вкус, идёт то, что Симонову его главный герой Костя - нравится. Я не буду вам в подробностях пересказывать сюжет «Неизбежности лжи» - скажу только, что автор явно готовит Костю к великим государственным свершениям.
Одна беда: для великих свершений Костя не холоден и не горяч, он слишком нормальный, эдакая тихая мечта хорошо воспитанного российского либерала. Мне такого Костю хочется выплюнуть со всей его нормальностью, голливудским юморком и прочим шармом, а наш автор его обихаживает, ценит его, любуется им.
Здесь, как вы понимаете, мои личные политические пристрастия начинают говорить — но вообще, сказанное выше в ущерб роману опять же не идёт.
В силу своей новой работы, самую неприятную внутриполитическую информацию «...Костя продолжал получать на регулярной основе...», что, продолжаем цитату, «...постоянно меняло его отношение к этой самой действительности. Если три года назад, слушая пессимистические рассуждения отца о будущем Европы и мира, Костя списывал значительную часть пессимизма на возраст и скуку сельской жизни, пусть даже и в живописной и жизнерадостной Тоскане, то теперь они легко могли бы поменяться местами. А ведь Костя прекрасно понимал, что он не только не заглянул еще в настоящую бездну, но даже и не подошел к краю».
Сюжетно вторую часть романа, связанную как раз с властной попыткой создать очередного гомункула из новой либеральной партии миллиардера Потапова, мы с вами, в сущности, и так знаем. Потапова убрали, парламентские выборы фальсифицировали, дождались зимних митингов, и так далее...
Автор, отдадим ему должное, показывает кое-какие внутренние механизмы всей этой истории. Однако ощущение его глубокой вовлечённости в процессы на этом месте иногда чуть-чуть ослабевают... хотя не критически, не критически.
«Если этот Симонов и имел отношение к процессу, - решил я, читая, - то находясь всё-таки чуть поодаль — по крайней мере, от центра принятия решений».
Там есть, к примеру, момент, когда Костя катается туда-сюда по стране, проверяя работу оппозиционных первичек то в Перми, то в Екатеринбурге, то ещё черт знает где — реально похож на инспектирование партизанских боевых групп комиссаром, заброшенным за линию фронта. Если и есть такие первички, то никак не в среде либеральной оппозиции, вот что я хочу сказать.
Хотя, с другой стороны, мы же имеем дело с романом — а в романе такие допущения принимаются.
«Неизбежность лжи» Симонов остановил ровно на том месте, где должна была начаться полная ненаучная фантастика. Автор правильно сделал, что остановился.
Теперь автору придётся подождать, как в реальности дальше будут развиваться события, чтоб потом, постфактум описать - с тем видом, будто бы наверняка знал, к чему всё это придёт.
Втайне я подозреваю, что в реальности не было никакого Юрия Петровича, который слишком хорошо предугадывает в романе ближайшие события — в числе прочего, он, например, знал, что в декабре будут огромные митинги.
Я не злорадствую, говоря об этом — я печалюсь. Осведомлённых людей, способных хоть что-то предсказать в нашей действительности, я так и не встречал.
Сегодня есть люди, которые считают, что всё закончится хорошо. И они ничего не понимают. А также есть люди, которые считают, что закончится плохо. И они оптимисты.
Но книга Симонова, в любом случае, полезная. Где-нибудь в Штатах она наверняка стала бы хитом, а у нас даже в меру умные книжки хитами не становятся. Здесь и так все уверены, что всё знают, и в лишней информации не нуждаются.
А в «Неибежности лжи» полезной информации всё-таки много.
Дочитав, я полез в Сеть, разбираться кто же такой Симонов — внутренне уверенный, что ни черта не найду.
Но тут же нашёл. Симонов Игорь Львович. Родился в 1951 году. Автор нескольких книг. Преподавал математику. Теперь глава одного из крупнейших холдингов, занимающихся разнообразной рекламой и прочей pr-деятельностью.
Загадка исчезла, но доверия к сказанному автором в «Неизбежности лжи» не убавилось. Скорей, прибавилось.
Между прочим, на фотографии Симонов очень похож на своего Юрия Петровича — по крайней мере, я примерно так себе его и представлял, когда читал, и сразу узнал.
Юрий Петрович - это, как нам кажется, и есть с известной долей условности Игорь Львович Симонов (тем более, что, как говорят, Юрий, Игорь и Георгий - имена, имеющее общее происхождение).
По крайней мере, автор романа склонен так о себе думать, и наверняка имеет некоторые основания для этого.
Осталось понять, существует ли главный герой Костя в действительности, или имеет место только в романе. Если он, или его подобие, всё-таки есть на свете — мы должны его скоро увидеть. Быть может.
Автор возлагает на его появление замечательные надежды: в тексте прямым текстом сказано, что Костя со временем создаст здесь нормальную либеральную европейскую страну.
Я искренне надеюсь, что надежды автора не оправдаются.

Comments

зато ты, Паша, как я погляжу, весёлый
По последним абзацам вопрос:
На неоправдание каких надежд вы искренне надеетесь:
- про создание здесь нормальной либеральной европейской страны?
- или что она Костей будет создана?
я не хочу нормальной либеральной европейской страны
в том числе:
1. потому что её здесь не построишь
2. потому что Европа шаг за щагом начнёт в ближайшее столетие серьёзно сомневаться, что живёт в нормальных странах
и если уже Европа чувствует, что у них что-то ненормально - по кой чёрт нам строить очередную ненормальную европейскую страну?
..или придут Атланты и всем сделают бо-бо:))
http://www.stihi.ru/2012/11/24/10454
финал хороший у стиха
У меня к Вам вопрос не совсем по теме. Или совсем не по теме. Вчера почти случайно увидел отрывок передачи "Вечерний Ургант" с Вашим участием. Там прозвучала одна мысль, которая постоянно посещает мой мозг. Мысль о том, что среди современных писателей необходимо читать тех, кого через несколько десятков лет будут ценить также, как сегодня мы ценим Достоевского или любого другого из классиков. Так вот - кого бы вы выделили из современных писателей?
Александр Терехов "Каменный мост" и "Немцы" - безусловно великие романы. Терехов - классик.

прекрасный роман "Язычник" Александра Кузнецова-Тулянина, но я не уверен, что он сможет работать на столь же высоком уровне. Хотя хотелось бы. "Язычник" - твёрдая заявка на присутствие в классике

Михаил Тарковский пишет волшебную прозу, уровня Бунина, Юрия Казакова, Валентина Распутина. Читать у МТ стоит всё, кроме "Тойота-Креста", которая у него откровенно не получилась.

Если брать старшее поколение - то Битов, Распутин и Лимонов вполне заслуживают Нобелевки.

Есть младшее - то наивысшие шансы войти в литературные святцы у Сергея Шаргунова и Михаила Елизарова.
Автор возлагает на его появление замечательные надежды: в тексте прямым текстом сказано, что Костя со временем создаст здесь нормальную либеральную европейскую страну. Я искренне надеюсь, что надежды автора не оправдаются.

А чем плоха нормальная либеральная европейская страна?

Если брать в комплексе, а не иметь в виду заимствование отдельных ( часто наиболее неудачных ) частей НЛЕС?
Потому что НЛС рушатся и разваливаются уже в местах дислоцирования этих самых НЛС - не то что в еще только требующих либерального обживания просторах.
Я сейчас "Списанные" Быкова читаю, а сам думаю о последующем повышении градуса. Вот только где его взять? И тут вы со своей рецензией. Спасибо. :-)
да, в тему будет. Хотя Быков погуще, конечно

ирина

Надо суметь написать интересный роман о политике, потому что ни одного интересного лица в этой области не вижу. одно одобрямс. Все чужие, чужие лица.Чего они все одобряют?
Процитированное - ужасно сформулированные плоские сентенции.
Не читала Симонова, зато зацепила ассоциация с "Мартовскими идами", которые смотрела. Если и правда хоть малейшее сходство, то очень круто. Политические интриги – всегда интересно, а тут похоже автор сильно в теме… Спасибо за наводку! А много там совпадений с реальностью? Ну прямо таких – на 99 процентов?
Да, сходство реально есть. Мне тоже так показалось, когда читала. Насчет совпадений с реальностью – кто ж его знает, как там все было на самом деле. Но действительно похоже, что автор как-то в курсе, если не полностью, то частично как минимум.
Удивительно, что вы раньше о Симонове ничего не слышали. Он конечно скромняга и не светится, но в театрах идут спектакли по его пьесам, да и "Неизбежность лжи" не первый его роман. Это кстати вторая часть. Первая "Год маркетолога". Не читали?
Я читала! А это продолжение?? С теми же героями? "Год маркетолога" интересный очень, жизненное!
Захар, а лично вы верите в описанную Симоновым версию создания и развала "Правого дела"? А то у части наших избирателей еще остается надежда, что Миша Прохоров самостоятельный политик и у него есть какое-то будущее во власти. Интересует ваша точка зрения.
Миша 100% придуманная фигура
он мог бы пойти в лоб, упереться и не сдаваться, но он слился мгновенно и уехал кататься на водных лыжах

самое главное, что его "электорат" это нисколько не смутило. если он снова будет выставляться, опять соберутся Виктор Ерофеев с Аллой Пугачёвой и будут ласково говорить: наш Миша, наш Миша, и ещё миллион розовых идеалистов проголосует за него.

удивительные люди

(Анонимно)

Неужели вы не понимаете, что страна, 70% территории которой находится в Азии, никогда не станет "нормальной" европейской страной?

Нет в мире никакой НОРМАЛЬНОЙ страны с либерализмом. Есть только страны (как правило успешные) берущие на вооружение либеральные идеи. Есть и в Азии яркие примеры. Один из ярких примеров Япония.
В идеале, либеральная страна это, прежде всего, страна со свободомыслящим населением и руководством, с правами на предпринимательство, с равными правами всех перед законом, гарантированными свободами и соцгарантиями , включая право на частную собственность и возможность строить страну по любому сценарию (при условии соблюдения прав и свобод) Собственно, за эти либеральные ценности, всегда выступали либералы.
Лекала, непродуманное копирование, толерантность к явлениям вредящим государству или населению, это ошибки не либеральных идей, а конкретных людей из руководства страны. А то, что "либералы" готовы всё подогнать под европейские лекала... так свободомыслие подразумевает выработку приемлимой конструкции демократическим путём... Навязывание это не методы либерализма. Обратные процессы может проводить только НЕЛИБЕРАЛЬНАЯ власть....
Захар, взял Вашего "Книгочета" и отправился в МДК, где стал подбирать книги по Вашим рецензиям, большинство нашел. Начал с "Каменного моста" - в целом понравился, а вот Сенчин ("Информация") -разочаровал. Читаю сейчас "Ура" Шаргунова, - тоже хорошо, но не в тех превосходных эпитетах, на которые Вы не жадничаете))). Мне кажется, многие Ваши положительные рецензии даются молодым русским автором, как бы, авансом, с расчетом на рост мастерства и раскрытия потенциала писателя. Наверное, Вы просто благожелательный критик и добрый человек! Весь трейлер не стал прочитывать, надеюсь, что руки дойдут почитать и это произведение. Спасибо Вам за сборник критики современных авторов, а то в море писанины трудно ориентироваться, уж лучше доверится человеку с хорошим литературным вкусом.
если бы вы обратили внимание, я рекомендовал всё-таки не "Информацию" у Романа

об остальном можно спорить, но я реально считаю "Ура!" знаковой книжкой, а "Каменный мост" великим романом. вот увидите через 100 лет, что я был прав)
Мне Симонова продавали за Бакли - тоже про пиарщиков, тоже знает изнутри. В отличие от Бакли (и даже от Минаева, который тоже про пиарщиков и тоже изнутри)Симонов зануда, конечно. Но знает, о чем говорит, и излагает вполне себе внятно. Под экранизацию - идеально, считаю, действительно, вполне себе "Мартовские иды" могли бы получиться.
спасибо за интересный рассказ!

(Анонимно)

Текущая

Знать не знал, кто такой Захар Прилепин. Случайно наткнулся в Ф.Б. Пошёл в книжную лавку столичного города Нарва, а там два здоровенных кирпича. Прийдётся читать, а то ведь одними фейсбукскими писулями, как бы хороши они не были, не обойдёшься.

...

Интересные замечания по поводу романа. Может будет желание открыть ещё кого-то? Если вам будет не сложно, загляните на мою страницу и дайте оценку моему творчеству.
С уважением, Дмитрий.

О предсказателях

" слишком хорошо предугадывает в романе ближайшие события — в числе прочего, он, например, знал, что в декабре будут огромные митинги."

Да ладно вам. Кунгуров, например, аж за год в курсе был (хотя со сроками чуть ошибся).
(http://kungurov.livejournal.com/33462.html - предпоследний абзац)

Каспаров тогда же озвучивал пророчество Байдена о "неизбежной арабской весне"
(http://garry-kasparov.livejournal.com/25189.html - абзац последний)

Да и Навальный: "могут избрать кого угодно в марте 2012 года, а в апреле уже все закончится... власть в России сменится не в результате выборов."
(http://newtimes.ru/articles/detail/38107/)

Edited at 2013-02-13 13:56 (UTC)

Июль 2017

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Метки

Разработано LiveJournal.com